Красноярский край — один из научных центров России.
Стал первым российским регионом, в котором власть создала собственный Фонд науки в 2008 году. С тех пор гранты получили сотни перспективных проектов в области IT-технологий, биомедицины, инновационного производства. На 2017 год регион насчитывает 64 научных учреждения, в том числе научный центр СО РАН. К основному потенциалу края относятся 20 научно-исследовательских институтов. В крае действуют 12 государственных вузов со своими научными центрами.
По моему глубокому убеждению, сибирский макрорегион должен вытягивать всю страну не за счёт сырьевых денег для потребления, а благодаря наращиванию комплексов высокотехнологичных производств вокруг ядра добывающей промышленности. Эти предприятия должны сыграть решающую роль в совершенствовании горнодобывающей и строительной техники, нефтегазового и другого специального оборудования.
Александр Усс
ВРИО губернатора Красноярского края
Есть три основных достижения края
в развитии научной области
за 2016-2017 года
1
Создали Красноярский
нанотехнологический центр

В 2016 году в крае совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО создан Красноярский нанотехнологический центр. Ключевая задача — массовое создание малых компаний, передача технологий и их освоение.
2
Поднял уровень выручки Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор
В качестве института развития инновационного предпринимательства в регионе действует Краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор». В 2016 году в «КРИТБИ» получили поддержку 213 компаний. Выручка резидентов — 60 компаний, за 2016 год превысила 150 миллионов рублей.
3
Продолжила формирование сеть центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ)
На 2017 год в регионе действуют 16 центров, 3 из которых открыты в 2016 году. ЦМИТ в 2016 году разработано 119 молодежных проектов о научно-техническом творчестве и предпринимательстве. Число посетителей за год —7000 человек.
Топ-4 главных научных достижения
региона за последние пять лет
Графен — нано-материал,
слой атомов углерода толщиной в 1 атом
Открытие ученые используют в разработке гибких дисплеев для смартфонов, проводников и полупроводников, и других it-приборов.
Красноярские ученые создали светящийся материал из графена, который можно будет использовать при создании миниатюрных светильников, новых типов дисплеев, а также в медицинской диагностике.
Узнать больше
Аптамеры
для диагностики рака
Аптамеры — небольшие молекулы, которые могут находить внутри организма нужные соединения и «присоединяться» к ним. Метод диагностики при помощи аптамеров позволяет практически безошибочно найти у человека рак, даже на самых ранних стадиях.
Красноярские ученые исследовали методику подбора аптамеров: они изменяют проницаемость клеточной стенки бактерий, а значит не дают ей расти и могут быть использованы для борьбы с инфекцией.
Узнать больше
Увеличили эффективность перовскита
Минерал был открыт ещё в 1839 году и был использован в солнечных батареях. Красноярские химики и физики исследовали перовскит из стронция, гадолиния, кобальта и кислорода. Выявили, что перовскит обладает разной каталитической активностью.
Важно, что теперь понятно в каком состоянии его можно использовать как более эффективный катализатор для солнечных батарей.
Узнать больше
Дизель
со дна озера
Красноярские биофизики и химики решили исследовать грязи со дна озер и других водоёмов для применения в изготовлении биотоплива. Стали выяснять — влияют ли особенности флоры и фауны озер на топливопригодность ила. Оказалось, что практически не влияют.
Сейчас биотопливо делают из простых продуктов жизнедеятельности водной экосистемы озёр, что экономит средства.
Узнать больше
Наукой ученые края занимаются
на площадках — университеты, академии, исследовательские центры.
B Красноярском крае 12 вузов.
Но какие направления науки поддерживают
и развивают основные из них?
Что такое наука? — ученые, эксперимент, знание, прогресс. Науку школьник и студент сравнивают
с познанием. Экономист с достижением показателей. Но какое место занимает она в твоей жизни?
Такой вопрос, но в научной форме, мы задали студентам Красноярского края в июле 2017 года.
248
человек приняло участие в опросе
18–34
возраст респондентов
Большая часть респондентов — студенты вузов г. Красноярска
84%
СТУДЕНТЫ
7.5%
СПЕЦИАЛИСТЫ
8.5%
АСПИРАНТЫ, НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ,
ДОЦЕНТЫ, ВЫПУСКНИКИ
Студенты считают, что в науке тяжело и долго добиваться результатов.
На любые исследования уходит немало времени, а сейчас многие хотят осуществлять свои желания быстро и без усилий.
50.9%
считает, что в их учебном заведении недостаточно усовершенствована техническая база для проведения научных исследований
42.5%
опрошенных сказали, что место работы/учебы
для проведения исследований хорошо оснащено
41.5%
занимаются научной деятельностью,
39.6% не привлекает занятие наукой
6%
считают, что молодежь может
реализовать себя в научной сфере
76.4%
считают занятие наукой
престижным родом деятельности
Основной мотивацией студентов при занятии наукой по принуждению преподавателя является получение хорошей оценки.
40.6%
ОПРОШЕННЫХ СЧИТАЕТ, ЧТО МНЕНИЕ
МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ УЧИТЫВАЕТСЯ
51%
считает, что к научной молодежи прислушиваются
и учитывают их мнение лишь частично
оставшиеся респонденты с этим не согласны
После окончания учебы...
45.3%
готовы заниматься наукой
в случае достойной оплаты труда
24.5%
планируют остаться в учебном заведении
и продолжить заниматься наукой дальше
30.2%
не планируют оставаться в вузе
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ, либо планируют идти работать по окончании ВУЗА
Заниматься наукой, конечно, престижно! Иначе как будет развиваться государство. Но вот есть ли в этом смысл лично для меня? Не знаю. Непонятно как, неясно где. Почему нельзя рассказывать обо всем проще?
Оля Гноевская
студентка 4 курса КГПУ им. В. П. Астафьева
Получается, молодежь считает занятие наукой престижным. Интересно, на наш взгляд то, что работать нужно не с мотивацией студентов, а, скорее всего, с мотивацией вузов. Они являются местом «зарождения» научного знания и ответственны за процесс становления обучающего как ученого. Не хватает и информированности о научных событиях, интерактивных форм получения знаний. Примечательно, что общество похоже нашло альтернативу академической строгости.
Неформальное образование — программы и курсы, которые дополняют формальное образование и дают человеку знания и компетенции для жизни.

Основные принципы — непрерывность, дополнительность, доступность и добровольность, заинтересованность. Это может быть дискуссионный семинар, тренинг, мастер-класс, воркшоп.
Фактически все обучение, полученный опыт, который не приводит напрямую к получению диплома, можно считать неформальным образованием.
Структура неформального образования в Красноярске развита. Есть центры, которые позволяют погрузиться в образование. Чрезвычайно популярны, к примеру, языковые клубы, объединения, обучающие мастерству в кино, журналистике, технические направления.
Антон Шарыпов
генеральный директор интерактивного
музея науки «Ньютон Парк» в г. Красноярске.
В Красноярском крае неформальное образование
началось с проведения форумов для ребят от 18 до 30 лет
В 2006 году администрация края запустила летний
Международный молодежный форум
Территория инициативной молодежи «Бирюса».
В 2012 году после опыта форума для ребят от 18 лет администрация запустила проект для подростков. Территория инициативной молодежи «Юниор» — 12 тематических смен, соответствующих направлениям флагманских программ молодёжной политики Красноярского края. Участники — школьники от 14 до 17 лет.
Гуманитарный лекторий — формат живого рассказа. Общение с компетентными учеными, готовыми поделиться знаниями. Лекторий работает в научной библиотеке Красноярского края.
С форумов в крае все началось. С 2010-х в сфере неформального образования увеличивается количество проектов.

Любознательному человеку без профессиональных знаний в области гуманитарных наук трудно получить информацию по интересной теме. Ему предлагают либо околонаучные спекулятивные передачи и брошюры, либо сложные для понимания специализированные труды ученых.
На сайте лектория админы размещают анонсы, программы и задумки предстоящих тематических циклов лекций-бесед. Выкладываются тезисы состоявшихся лекций-диалогов. Кроме того, резиденты лектория готовят материал для обсуждения по заявкам слушателей.
Гуманитарный лекторий — независимый проект преподавателей и ученых — представителей гуманитарных наук: истории, политологии, социологии, антропологии, культурологии, философии, психологии. Наша цель — популяризация научного гуманитарного знания. Если кратко и понятно — мы профессионально и компетентно рассказываем об актуальных моментах в истории!
Марина Эберхард
руководитель Гуманитарного лектория
В Красноярске в неформальной обстановке проходит обучение навыкам, проводится профессиональная подготовка на базе коворкингов.
Коворкинг — городское общественное пространство, объединяющее людей для
общения и творческого взаимодействия.
Администрация открывает коворкинги на базе молодежных центров. Помещение оборудуется и оформляется дизайнерами для уютной обстановки. Персонал создает комфортную атмосферу для работы и проведения событий, мастер-классов. В крае коворкинги появились в 2012 году. Сейчас в одном Красноярске 10 резиденций. Пользуются популярностью у горожан — 5.
Кстати, коворкинг робототехники «SmartLab» новое для края явление. Выпускники педагогического университета создали его в 2016 году.
В лаборатории дети в игровой форме приобретают полезные навыки, которые обычно начинают изучать в старшей школе, на первых курсах университета.
Преподаватели учат конструировать свои устройства. Но робототехника не может существовать без программирования, поэтому оно — часть обучения. Помогает «оживлять» устройства, созданные учениками. Так же в лаборатории проходят занятия по шахматам. Шахматы развивают логические и алгоритмические навыки ребенка.
Мы создали лабораторию из-за желания показать детям мир IT с другой стороны, более полезной, нежели игры на планшете и просмотры роликов. Нам хочется приучать ребят с ранних лет к тому, насколько увлекательным и интересным может быть программирование. Предоставлять возможность создавать свои первые шедевры в мире робототехники, ведь это наше будущее.
Никита Изместьев
руководитель проекта SmartLab
Применение полученных знаний на практике — цель неформального образования.
Коворкинг-пространства — место для получения, применения и совершенствования навыков.

Неформальное образование началось в крае с форумов и коворкингов. Сейчас существуют и другие формы. Их привезли ученые и предприниматели из столицы России.
Что думают сами молодые ученые
Красноярского края о развитии науки?
«Интерес молодежи развивает науку. Чем больше будет людей заинтересованных в ней, тем быстрее будет развиваться наука»
Данил Будаев
Направление исследований:
Робототехника и НТТМ, биоинженерия протезирования
«Науку развивают люди, которые в ней находятся. Возможности есть, главное желание»
Ольга Гриценко
Направление исследований:
Ревматология

«Развивает науку в крае тяга людей к знаниям и мотивация узнавать что-то новое»
Егор Иванчиков
Направление исследований:
Биотехнология

«Науку развивают ученые, люди которые готовы тратить свое время на то, чтобы двигать человеческий прогресс»
Александр Иптышев
Направление исследований:
нейродегенеративные заболеваний

«Науку развивают Сибиряки. Они живут среди таких же людей, которые стремятся создавать и творить»
Константин Кистерский
Направление исследований:
Биотехнологии

«Науку развивает государство. Вложения окупятся втройне. Возможно, методы нужны иные»
Антон Колратов
Направление исследований:
Математика

Зачем мне заниматься наукой? Вопрос, который задает себе студент при работе над курсовой или докладом. При получении степени бакалавра выпускник может пойти работать или продолжить обучение. Написать статьи, защитить диссертацию.
Администрация края задает себе тот же вопрос, но с другой стороны: «Зачем им заниматься наукой?». Ответ на него дает в фактах и цифрах статистики за 2016−2017 года
  • 500 миллионов рублей
    для поддержки исследований
    молодых ученых
    В 2016 году на конкурсной основе привлекли средства федерального бюджета, институтов развития и частных инвесторов для софинансирования проектов, поддержанных Краевым фондом науки.
    В 2016 году на конкурсы Краевого фонда науки ученые подали 1000 заявок. Поддержку получили 314 проектов и событий. 5 молодых ученых Красноярского края стали обладателями грантов Президента Р Ф.

  • В 2016 году Красноярский край вошел в число инновационных территорий страны.
    Край поднялся на 11 позиций вверх и занял 11 место. Поддержку в виде грантов, государственных стипендий и премий на сумму 40 млн. рублей получили: 30 докторантов и аспирантов; 180 студентов; 180 проектов и событий с участием молодых ученых Красноярского края.
  • Конкурс государственной
    поддержки молодых
    российских ученых
    Конкурс проводит Минобрнауки России совместно с Советом по грантам Президента Р Ф. Победители — талантливые молодые исследователи. Участвуют в конкурсе государственной поддержки молодых российских ученых кандидаты наук в возрасте до 35 лет, а также доктора наук не старше 40 лет.
Наука в 2017 году ― приоритетная область развития для администрации края. Поддерживаются проекты как формального, так и иных видов образования. Неформальное образование становится механизмом популяризации науки среди школьников, молодежи. Форумы, коворкинги, технопарки, бизнес-инкубаторы показывают, что наука открытая сфера. В ней можно и нужно зарабатывать, продвигать свои идеи.

Мнения общества сходятся в одном ― главным в развитии науки остается человек.